Блог

Главные секреты успеха Private Label: как запустить СТМ и не облажаться

Понятие Private Label (СТМ, собственная торговая марка) перестало быть прерогативой только мультимедийных корпораций, промышленных гигантов или транснациональных компаний. Благодаря креативности подачи товара или услуги, уникальности предложения даже начинающий предприниматель может выстрелить со своей СТМ, сделав товар сверх популярным и рентабельным. Тем более, что компании-посредники упрощают процесс регистрации бренда до пары кликов, а томительное просиживание под кабинетами, нудные проверки в патентных бюро и апробация нового вида кетчупа или эксклюзивного деликатеса занимает до 90 дней. Но обо всем по порядку.
Зачем вообще создаются Private Label? Цель создания СТМ — стратегия замещения конкурента. Например, даже без солидного рекламного бюджета Private Label любого супермаркета с пометкой “всегда низкие цены, умная экономия” и т. д. существенно увеличит рост продаж товара. Или же стратегия расширения бренда. Например, сеть супермаркетов запускает Private Label средней ценовой категории, эконом и топ. Различными брендами удается консолидировать ЦА, привлечь новых клиентов, повысить лояльность к магазинам и т. д. Главное при создании СТМ— иметь четкую стратегию регистрации и пошагово ей следовать.

Выбор ниши 


Первый шаг — определитесь, в чем вы хороши/опытны или что вас привлекает. Дело, которое драйвит, никогда не надоест, поможет пережить взлеты и падения на пути СТМ к успеху.
Базируясь на полученных ответах, выберите нишу. Для этого:
  • изучите ЦА, создайте аватар клиента. Кто и почему он выбирает именно ваш товар;
  • определитесь с сезонностью. Спрос на товар может быть всесезонным (крупы, молочка) или сезонным (мороженое, имбирные пряники, паски и куличи);
  • изучите тренды. С помощью Google сервисов найдите, что чаще всего и когда покупали люди, как менялись их предпочтения в течение недели, месяца, квартала, 5 лет;
  • выделите конкурентов. Их сильные, слабые стороны, “плюшки”, историю;
  • сделайте ставку на узкую или широкую нишу. Например, интернет-магазин пуговиц — это узкая ниша. Интернет-магазин товаров для шитья и рукоделия — широкая;
  • рассмотрите возможности для масштабирования бизнеса. Продумайте, а сможет ли новый товар зайти в супермаркеты другого региона, соседних стран, покорить рынки зарубежья?;
  • будьте уникальными. Привычные пищевые продукты делятся на группы в зависимости от назначения: есть продукты массового потребления (изготовленные по стандартным технологиям и предназначенные для основных групп населения), лечебно-профилактические и лечебные диетические продукты (созданные специально для лечебного либо же профилактического и лечебного питания), детское питание (предназначено для питания как здоровых, так и больных детей в возрасте до трех лет). А также товары существуют утилитарные и элитарные. Определитесь: вы делаете много и для всех, или же вы предлагаете миру что-то эксклюзивное, крафтовое, уникальное.

Выбор товарной группы




Выбор товарной группы зависит от имеющегося у производителя ресурса. Например, фермеру будет интересно запустить Private Label круп, садоводу — пастилы, соков прямого отжима и варенья. При этом важно учитывать тенденции, которые преобладают в отрасли. Для продуктов питания и сектора HORECA актуальными в 2021 будут:
  • маринование и ферментация. От классической “бабушкиной” квашеной капусты и огурчика, до ферментированных пряных трав;
  • индивидуализация. Вместо гигантского свадебного торта на 5 кг лучше заказать именные капкейки в крафтовой упаковке для каждого гостя. Аналогично с салатами, закусками, напитками;
  • наборы для приготовления еды дома: от приборов и посуды до ингредиентов и специй;
  • акцент на качество. Эксперты сайта Tastewise зафиксировали рост спроса на продукты с иммуномодулирующими свойствами, пробиотики, общеукрепляющие добавки.

Поиск производителя

Товарная группа определена, ниша тоже. Осталось найти производственные мощности. Важно, чтобы предприятие прошло сертификацию по HASSP и другим системам сертификации (например, Halal, если вы нацелены на мусульманскую ЦА), имело достаточный запас качества и безопасности, хорошую репутацию на рынке, производственные мощности и опыт создания нужного вам товара.
Поработайте над созданием бренда
СТМ — это не только качественный продукт. Это упаковка, которая привлекает внимание, запоминается и откликается покупателю. Это история бренда, миссия, визия, ценности  “очеловечивает” процесс производства, доказывает “посмотри — я такой же, как ты, я для тебя” или же вдохновляет потребителя, добавляя ему статусности, уверенности, элитарности.
Бренд хоть колбасы, хоть спортивного авто состоит из УТП (уникального торгового предложения, которое коротко доносит преимущества товара или услуги), логотипа и истории, ценностей и миссии. После выбора названия бренда и логотипа запускается процесс патентного поиска, работа со специалистами по авторскому праву. И если критических совпадений не обнаружено, то бренд получает свидетельство регистрации.

Заключение



Запуск СТМ — процесс, в среднем занимающий от 3 месяцев до полугода. Можно упростить процесс запуска собственной торговой марки, заказав услугу разработки СТМ под ключ.
Компания “Океан вкуса” разрабатывает и успешно запускает Private Label с 2013 года. Команда специалистов по сертификации и интеллектуальному праву, маркетологов, дизайнеров помогли появиться на свет СТМ, которые представлены в торговых сетях таких игроков отечественного ритейла, как “Аврора” и “Маркетопт”. “Океан вкуса” запускает новую торговую марку (от разработки рецептуры и дизайна до регистрации торговой марки) от 45 до 90 дней. При этом компания закрывает ряд таких “болезненных” для предпринимателя тем, как:
  • разработка рецептуры;
  • регистрация торговой марки;
  • фасовка, упаковка продукции;
  • разработка дизайна упаковки;
  • непосредственно производство;
  • логистика (в том числе и складская) продукта.
Если вы на 100% уверены, что сможете влюбить каждого клиента в свой товар или услугу, то ваша продукция заслуживает Private Label.